?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском
Фотографии старинной церкви Воскресения Словущего в Васильевском и её историю я уже выкладывал. Но в прошлый раз зайти на церковный двор не получилось, а зря. Там обнаружилась необычная находка. Во дворе церкви находится старинный некрополь, что само по себе обычное явление, но вот обнаруженные там остатки надгробной плиты с вилообразным (Y-образным) крестом редкость. Подробности с фотографиями и привязкой к Яндекс-карте ниже.


1. Собственно, сам некрополь с надгробиями во дворе церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском


2. Неожиданная находка. Остатки надгробия с вилообразным (Y-образным) крестом:
Вилообразный (y-образный) крест на старинном надгробии на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

А теперь сравните вот с этим фото (фото из Старого Симонова монастыря):
Вилообразный крест на старинном надгробии (фото из книги Фоменко)
Информации о подобных крестах на надгробных плитах крайне мало, известно только, что все встречающиеся относятся к доромановской эпохе (т.е. до 17 века).
Впервые Васильевское упоминается в летописях под 1498 годом. Рузский удельный князь Иван Борисович в жалованной грамоте отписал сёла: Васильевское, Каринское, Богородицкое, Неверово - Московскому Симонову монастырю.
В документах XVI в. село Васильевское упоминается как дворцовое село, принадлежащее царскому роду.
А первая каменная церковь Воскресения Словущего построена в 1705 году, до этого, предположительно, здесь была деревянная церковь.
(подробнее история Васильевского здесь)

Плита, как и некоторые другие надгробия, была использована в старом церковном фундаменте, который раскопали во время ремонта церкви (на заднем плане у "крепостной" стены расположен некрополь):
Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

Старинные надгробия и захоронения на территории церкви Воскресения Словущего в Васильевском

С местными служителями культа по этому вопросу не общался, но подозреваю, что им до этих надгробий и дела нет...

Ещё мой материал в тему: Старинные надгробия на кладбище у д. Дютьково, Одинцовский р-н


PS: Было бы интересно услышать комментарии специалистов
PS2: этот материал давно устарел, смотрите мои другие статьи о старинных кладбищах и надгробиях.

[Все русские средневековые надгробия (до конца XVII века) в моем блоге:...]
Русские средневековые надгробия (до начала XVIII века) в моем блоге:
- средневековые надгробия в музее Москвы
- старинные надгробия Богоявленского монастыря, Москва
- древние надгробия у храма Сергия Радонежского, Москва
- книга Опыт изучения некрополей - Методика полевых исследований, Л.А. Беляев
- лапидарий в усадьбе Вяземы, МО
- доклад А.В. Алексеева: Среднерусские каменные кресты XV-XVI века. Особенности московского круга памятников с геометрическим декором
- книга "Русское средневековое надгробие. Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв.", автор Л.А.Беляев, 1996 год, 567 страниц
- видео-экскурсия по раскопкам средневекового некрополя Петелино-1
- в музее Волоколамского кремля (фото 38-40)
- у Покровского собора (собора Василия Блаженного)
- в Новодевичьем монастыре
- в Богородице-Рождественском Бобреневом монастыре (фото 24-33)
- в Донском монастыре (фото 11)
- в Зарайском кремле (фото 18-20)
- в Лужецком Ферапонтовом монастыре
- возле церкви Воскресения Словущего
- в Свято-Пафнутиевом Боровском монастыре (фото 32)
- на Кубинском кладбище (фото 5, 6, 7)
- на территории усадьбы Вяземы (фото 27, 28, 29)
- на территории Казанского кремля
- в Спасо-Евфимиевом монастыре (фото 21,22,42,43)
- на некрополе селища Петелино-1 (фото 7, 14 и 15)


[Кладбища средневековья и нового времени в моем блоге:...]
Кладбища средневековья и нового времени в моем блоге:
Некрополь у храма Сергия Радонежского, Москва
Хачкары и надгробия Боспорского царства в Музее древностей Феодосии (фото 9, 29, 32)
Старое караимское кладбище, Феодосия
Старое кладбище у Солдатской Слободки, Керчь
Старое кладбище Феодосии
Остатки армянского кладбища в Кафе, Крым
Керченский лапидарий
Героевское кладбище, Керчь
Нагробия и хачкары во дворе и внешних стенах церкви Сурб Саркис (XIV в.), Феодосия
Нагробия и хачкары в церкви Сурб Саркис (XIV в.), Феодосия
Армянские надгробия в лапидарии Феодосийского музея древностей
Хачкары и надгробия в лапидарии Музея древностей Феодосии
Некрополь Свято-Введенского Кизического монастыря, Казань
Некрополь Микулина городища, МО
Некрополь Свято-Успенского монастыря, Орел
Троицкое кладбище, МО
Лапидарий в усадьбе Вяземы, МО
Старинные надгробия Крымского кладбища, Московская обл.
Старинный некрополь у церкви Успения Пресвятой Богородицы в Шарапово, МО
Средневековое кладбище -  селище Петелино-1, Московская обл.
Некрополь Уборы, Московская обл.
Некрополь в усадьбе Вяземы у церкви Живоначальной Троицы, Московская обл.
Старое немецкое кладбище в Светлогорске, Калининградская обл.
Старинные надгробия на Кубинском кладбище, Московская обл.
Старое Кореизское кладбище, Крым
Древние надгробия в Казани
Некрополь Новодевичьего монастыря, Москва
Некрополь Богородице-Рождественского Бобренева монастыря
Некрополь Донского монастыря, Москва
Старинные надгробия на Васильевском кладбище, Рузский р-н МО
Некрополь Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря, Болхов
Кладбище у церкви Дмитрия Солунского в Рябушках, Калужская обл.
Некрополь Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря, Московская обл.
Старое кладбище в Марково, Московская обл.
Всехсвятское кладбище, Москва
Никольское кладбище (кладбище военных летчиков), Московская обл.
Некрополь у церкви Воскресения Словущего, Московская обл.
Старое кладбище у Дютьково, Московская обл.
Средневековое надгробие у Покровского собора, Москва
Некрополь у церкви Покрова Пресвятой Богородицы, МО




Записи из этого журнала по тегу «кладбище»

Comments

( 40 комментариев — Оставить комментарий )
roman_i_darija
17 сент, 2013 00:09 (UTC)
Называя «обнаруженные … остатки надгробной плиты с вилообразным (Y-образным) крестом» редкостью, Вы очень ошибаетесь. Ещё одна важнейшая ошибка – в датировке. На самом деле символ на виденном Вами фрагменте типичен для белокаменных надгробных плит XV-XVII вв., и пропадает только вместе с самим обычаем класть на могилу плиту. Такие плиты, и гораздо лучшей сохранности, можно самостоятельно увидеть и потрогать, например, в Лужецком монастыре Можайска, в Москве (в Зачатьевском монастыре, где мне приходилось копать, устраивали целый «сад камней» из таких плит).
roman_i_darija
17 сент, 2013 00:09 (UTC)
Однако не только современные служители культа, но и, к сожалению, письменные источники не объясняют, что данный символ означает и как называется. Исследователями он трактуется или как особая форма трёхконечного, «тау-креста», или как изображение «посоха-оберега». Подробнее советую почитать в книге Л. А. Беляева «Русское средневековое надгробие: Белокаменные плиты Москвы и Северо-Восточной Руси XIII-XVII вв.». М., 1996. Там есть, в частности, такой раздел: «Изображения трёхконечных крестов/посохов: генезис и семантика» (с. 116-125). Окончательная Y-образная форма креста/посоха, сложившаяся в XV веке и сохранившаяся в XVI-XVII вв., Беляевым связывается с антропоморфизацией русского надгробия, т.е. стремления уподобить изображение человеческой фигуре. На архивном фото, которое Вы приводите, хорошо видно, что в верхней части плиты имеется типичная окружность (примыкающее к бордюру изголовья «верхнее клеймо», розетка), которую можно трактовать как «голову». Центральный круг понимается Беляевым как «узел препоясания», «пряжка пояса» и т.д., веерообразные боковые линии, по его мнению, «подчёркивают присущее человеческому телу расширение на уровне груди и плеч», а вертикальная линия «обозначает характерную раздвоенность человеческой фигуры в нижней части» (с. 126-127).

Edited at 2013-09-17 00:10 (UTC)
(без темы) - trof_av - 17 сент, 2013 06:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roman_i_darija - 17 сент, 2013 06:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trof_av - 17 сент, 2013 06:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roman_i_darija - 17 сент, 2013 06:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - roman_i_darija - 17 сент, 2013 06:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trof_av - 17 сент, 2013 20:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trof_av - 21 июл, 2014 20:03 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
9 янв, 2014 13:02 (UTC)
111
эта разновидность креста может быть и нехристианской а староверческой например . Тогда кстати получает более правдоподобное обьяснение кощунственное отношение к таким надгробиям.
trof_av
9 янв, 2014 13:17 (UTC)
Re: 111
Староверы - православные христиане, не принявшие никоновские реформы 17 века. Т.е. до 17 века никаких "староверов" и быть не могло (все были одинаковые). А подобные кресты как раз в 17 веке и исчезли.
>"Тогда кстати получает более правдоподобное обьяснение кощунственное отношение к таким надгробиям."
В общем то похожая версия у НХ (Фоменко, Носовский и Ко).
Re: - (Анонимно) - 3 окт, 2014 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trof_av - 26 апр, 2018 19:19 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
6 мар, 2014 11:46 (UTC)
Прогуляйтесь на васильевское кладбище там есть плиты в лучшем состоянии и можно прочитать надписи,есть одна с таким же рисунком но не разбитая, под ней был захоронен младенец,можно прочитать дату захоронения и тд.
trof_av
6 мар, 2014 15:37 (UTC)
Вы про 2-е фото? На подобных плитах надписей быть не может. Если про плиты, как на других фото, то да - таких на старых кладбищах много, но они не настолько древние.
На Васильевском кладбище еще не был, всё руки не доходят (и ноги не достают).
zelenyigor
2 окт, 2014 12:10 (UTC)
Благодарю! Очень интересно мне подобное.
veryfairytale
2 окт, 2014 12:49 (UTC)
Знаете, что мне этот вилообразный крест напоминает? Молнию- как будто полурасстегнутая молния на одежде.
trof_av
2 окт, 2014 14:43 (UTC)
Ниже вашу версию уже даже расширили - как пластиковый мешок для трупов.
(Анонимно)
2 окт, 2014 14:14 (UTC)
Версия про молнию , я считаю гениальной , если подобные у-образные кресты встречаются только на надгробиях , то можно провести параллель с мешками в которые застегивает трупы , увозя с места происшествия . Тогда это культ " карго" на сколько я понимаю .
trof_av
2 окт, 2014 14:40 (UTC)
Ого! Действительно, похоже.
(без темы) - veryfairytale - 2 окт, 2014 15:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 8 ноя, 2014 08:13 (UTC) - Развернуть
nosovroman
5 окт, 2014 14:59 (UTC)
Прощание словянки.
Здравия желаю люди добрые.Встретил Вашу тему у Колымчанина и решил обратиться напрямую.Надгробная вилка похожа на буквицу ИЖИЦА(Y)-замерзшая спящая жизнь.Желаю счастья.
Юрий Нестеренко
26 апр, 2018 05:08 (UTC)
Гениально!!! Все гениальное просто и зри в корень!!! А вумный дядька про это целую работу оформил книжицу нацарапал. А это просто ижица.
(Анонимно)
8 ноя, 2014 13:02 (UTC)
прощание славянки
Согласен!но это только край истины.что чувствовали,подразумевали,знали конкретно, эти люди,ушедшие так давно - мы никогда не узнаем.эту память выжигали смертью и страхом.мы- потомки побежденных,можем жить только своей совестью.
arya_sloven
5 янв, 2015 10:43 (UTC)
Перуново Коло
Занятно увидеть символы Славянского родноверия на надгробиях XV-XVII веков
Особенно "Перуново Коло"(Громовник), Древо Жизни, руны и Коловраты

Благодарю за занятный материал!
dustandashesru
2 апр, 2015 22:40 (UTC)
С местными служителями культа по этому вопросу не обща
Экой вы подозрительный)))
А вы бы пообщались со служителями культа, просветили бы... им обычно до всего дело есть)
Юрий Нестеренко
26 апр, 2018 05:12 (UTC)
...исели бы в тюрму за оскорбление чувст верующих.
Александр Веселов
16 апр, 2015 10:13 (UTC)
Почитайте у Носовского и Фоменко... Много много интересного узнаете...

Edited at 2015-04-16 10:14 (UTC)
Ирина Бакланова
27 окт, 2015 20:28 (UTC)
Я видела такие надгробия как на последнем фото, что значат розетки по краям? У меня ассоциация с колесами. На некоторых надгробиях традиционный крест, на прочих вилкообразный. Почему разные? Сегодня видела передачу про староверцев, так там показывали символ вилкообразного креста со змеями в их книге.
trof_av
27 окт, 2015 20:52 (UTC)
Я за прошедшее время уже огромную подборку подобных надгробных плит у себя в блоге сделал. Вот крайняя статья: http://trof-av.livejournal.com/82519.html
Там в конце ссылки на остальные
(Удалённый комментарий)
trof_av
5 дек, 2016 06:44 (UTC)
А что там комичного?
Учитывая 60-е годы - там все верно написано. Я про плиту.
Единственное, что теоретически (только теоретически) надпись могли и в 16 и в начале 17 века сделать. Но даже мне видно, что плита действительно конца 15-первой половины 16 века.
За последние 20 лет некрополистика шагнула дааааалеко вперед.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - trof_av - 5 дек, 2016 07:21 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - trof_av - 5 дек, 2016 07:44 (UTC) - Развернуть
xvostov
8 сент, 2017 07:29 (UTC)
Наверное, монитор у меня низкого качества, но мне показалось, что на фото 2 остатки надгробия с вилообразным (Y-образным) крестом изготовлены из бетона. Ведь я ошибаюсь?
xvostov
8 сент, 2017 09:05 (UTC)
Согласно Беляеву надгробия тесали из известняка. Но с учетом http://betony.ru/istoriya-betona/prevrashenie-izvestnaka-v-kamen.php, я-таки могу и не ошибаться, что это бетон?
(без темы) - trof_av - 8 сент, 2017 17:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - xvostov - 8 сент, 2017 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - trof_av - 9 сент, 2017 12:16 (UTC) - Развернуть
( 40 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Февраль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner