?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статья, размещенная в военно-научном журнале "Вестник Академии военных наук" № 3 (32) за 2010 год (спецвыпуск).
В статье рассмотрены технические средства повышения уровня командной управляемости для перспективных образцов БТВТ.
Для повышения уровня командной управляемости на образцах БТВТ предлагается использовать технические средства, составляющие комплекс средств автоматизации (КСА):
  • программно-технический комплекс (ПТК);
  • бортовую информационно-управляющую систему (БИУС);
  • автоматизированные рабочие места членов экипажа (АРМ).
Данный КСА интегрируется в АСУ подразделением и ЕСУ ТЗ. Дается краткое описание предлагаемых технических средств, предназначение и обоснование необходимости включения в состав комплекса средств автоматизации.
В заключительной перечислены установленные на БТВТ на момент написания статьи (2010г.) элементы КСА.
Фактически статья является "ликбезом", где в краткой и сжатой форме описываются наработки, перспективы, требования и проблемы на момент 2010 года.  Изначально предназначалась для представителей промышленности, КБ и других специалистов и шла отдельным докладом на 5 межрегионалной научно-практической конференции "Многоцелевые гусеничные и колесные машины: разработка, производство, модернизация, эксплуатация, боевая эффективность, наука и образование" - "Броня-2010".
PS: При размещении сюда часть текста вырезал. 


"Вестник Академии военных наук" № 3 (32) за 2010 год (спецвыпуск)

УДК 623.618

Технические средства повышения уровня командной управляемости для перспективных образцов БТВТ
  А.В. Трофимов, кандидат технических наук, 2010г.


Технические средства повышения уровня командной управляемости для перспективных образцов БТВТ
Тенденции развития современных способов и средств ведения боевых действий приводят к смещению направлений и возможностей роста основных характеристик и потенциальных возможностей танков и других боевых машин в область автоматизации рабочих процессов по управлению их огнем, движением и защитой [1, 2, 3].

Однако повышение основных свойств боевых машин традиционным путем достигается ценой значительного технического усложнения комплексов и систем их обеспечивающих. С ростом огневой мощи образцов танков и других боевых машин произошло усложнение комплекса управления огнем, которое проявилось в резком увеличении числа органов управления и средств отображения информации, а также операций, которые вынужден выполнять экипаж при подготовке и в процессе боевого применения вооружения танков и других боевых машин. Это же можно в полной мере отнести к комплексу устройств, задействованных в управлении движением (силовой установкой и силовой передачей) и средствами защиты танков и других боевых машин.

В связи с возросшими потенциальными возможностями танков и противотанковых средств по огневой мощи, мобильности, скорости перемещения и оперативности решения боевых задач, в настоящее время существует проблема использования этих возможностей из-за низкой эффективности управления танками и танковыми подразделениями.

Попытки разрешения этого противоречия привели к появлению технических средств, расширяющих физические возможности экипажа по управлению оружием и движением в масштабе отдельно взятого танка. Однако, этого оказалось недостаточно и на танках появилась необходимость в технических средствах, расширяющих возможности членов экипажа по обработке информации, прежде всего в области решения вычислительных задач, в том числе: баллистических, навигационных, обнаружения и распознавания образов, ранжирования целей, выбора типа оружия и боеприпасов, поражения подлетающих ПТС, активного маскирования после лазерного облучения, опознавания принадлежности «свой-чужой», межмашинного взаимодействия и др.

Необходимость создания указанных технических средств в образцах БТВТ обусловлена:
– резким усложнением конструкции современных образцов БТВТ, насыщением их электроникой;
– отсутствием сопряжения между различными системами;
– увеличением числа органов управления и средств отображения информации;
– увеличением числа операций, которые вынужден выполнять экипаж при подготовке и в процессе боевого применения вооружения танков и других боевых машин;
- ограниченными способностями человека освоить управление современной боевой техникой и эффективно реализовать ее потенциальные возможности.

Решение этой проблемы может быть достигнуто лишь комплексной автоматизацией процессов управления как отдельным образцом вооружения, так и подразделением в целом, т.е. путем создания непрерывной технологической цепочки переработки информации в рамках автоматизированной системы управления подразделением тактического звена [1, 2]. Это может быть обеспечено при условии установки на все объекты соответствующих технических средств автоматизации и управления, обеспечивающих их функционирование в единой системе.
В этой связи в настоящее время наряду с традиционными боевыми свойствами в системе БТВТ: огневой мощью, подвижностью и защищенностью, на первый план выдвигается командная управляемость [3].

В общем случае под командной управляемостью понимается приспособленность подразделений и образцов БТВТ к изменению процессов своего функционирования под воздействием внешних управляющих команд органа управления в заданных условиях боевого применения.

Для повышения уровня командной управляемости на образцах БТВТ предлагается использовать следующие технические средства, составляющие комплекс средств автоматизации:
1. Программно-технический комплекс в составе [2, 4 - 8]:
- комплекс средств связи и обмена данными;
- система ориентирования;
- система опознавания и целеуказания;
- программное обеспечение с информационной базой.
2. Бортовая информационно-управляющая система в составе [4 -7, 9, 10]:
- информационно-управляющая система шасси;
- информационно-управляющая система вооружения;
- информационно-управляющая система защиты;
- информационно-управляющая система внутримашинного взаимодействия;
- встроенная система технического диагностирования;
- программное обеспечение.
3. Автоматизированные рабочие места членов экипажа [4 - 7, 9].

Программно-технический комплекс (ПТК) в представленном составе позволяет интеграцию образца БТВТ в автоматизированную систему управления (АСУ) подразделением и подсистему командования и штаба единой системы управления тактического звена (КиШ ЕСУ ТЗ), а также решение в масштабе времени близком к реальному информационных, расчетных, телекоммуникационных, навигационных задач и качественную организацию военной связи.

Комплекс средств связи и обмена данными (КСС и ОД) необходим для создания системы связи и обмена данными в АСУ подразделением (КиШ ЕСУ ТЗ) и организации обмена информацией между компонентами ПТК и членами экипажа.

В состав КСС и ОД должны входить [4, 5, 6, 11]:
1. Цифровая аппаратура внутренней связи и коммутации (типа АВСКУ), представляющая собой программно-аппаратный комплекс унифицированных блоков с аппаратурой связи и передачи данных, объединенных по интерфейсу 100BaseTX стандарта IEEE 802.3 (Ethernet на витой паре).
2. Радиостанции, в зависимости от задач конкретного образца БТВТ. На линейных образцах радиостанции УКВ диапазона (типа Р-168-25У-2), на командирских дополнительно КВ диапазона (типа Р-168-100У-2). Существующие радиостанции УКВ и КВ диапазона не позволяют организовать скоростные цифровые радиосети, поэтому необходимо дополнительно наличие высокоскоростных радиостанций СВЧ диапазона* (типа Р-168-МРА) [4, 5, 6]. Высокоскоростная радиостанция СВЧ диапазона позволит обеспечивать передачу командно-сигнальной информации и тактических данных в АСУ подразделением в реальном масштабе времени, а также возможность использования дистанционного управления из другого аналогичного образца или КШМ (машины боевого управления).
3. Аппаратура передачи данных, криптозащиты и имитозащиты (типа Т-236-В), выполняющая функцию транзитно-оконечной аппаратуры обмена данными в сети обмена данными и работающая по каналам, образованным радиосредствами.

Система ориентирования предназначена для навигации образца БТВТ, должна быть комбинированной и включать в себя [4 - 7]:
- аппаратуру самоориентирующейся навигации;
- аппаратуру спутниковой навигации.

Необходимость наличия аппаратуры самоориентирующейся навигации обусловлена выполнением функциональной задачи по приему и обработке внешних команд по управлению огнем и маневром танка (целе- и курсоуказания) [4, 5, 6]. Аппаратура самоориентирующейся навигации позволит определять совместно с приборным комплексом объекта БТВТ угол и дальность до цели и нанесение местоположения цели на электронной карте.

Система опознавания и целеуказания предназначена для идентификации объектов, находящихся в непосредственном боевом соприкосновении на поле боя, приема целераспределений и целеуказаний, поступивших от вышестоящего командира на образец, и передачи вышестоящему командиру координат обнаруженных целей [4, 5, 6, 10].

Полноценное использование функций целеуказания возможно только при наличии в составе ПТК аппаратуры самоориентирующейся навигации и системы опознавания. Совместное их использование обеспечит [4, 5, 6]:
- идентификацию объектов, находящихся в непосредственном боевом соприкосновении на поле боя и передачу их координат с сеть АСУ подразделением;
- внешнее целеуказание подворотом поля зрения панорамного прицела командира машины с точностью, позволяющей цели попасть в поле зрения прицела (совместно с информационно-управляющей системой вооружения);
- внешнее целеуказание с отражением координат цели на электронной тактической карте.

Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) в представленном составе необходима для автоматизации рабочих процессов управления системами (комплексами) и агрегатами образца БТВТ во всех режимах эксплуатации, а также для диагностики этих систем (комплексов) и агрегатов [4 - 7, 9, 10].

При этом БИУС должна обеспечивать:
- управление функционированием оборудования образца БТВТ;
- совместимость её составных подсистем по каналам управления, сбора информации, органам управления и отображения информации;
- внутримашинное взаимодействие;
- взаимодействие с ПТК.

Информационно-управляющая система шасси (ИУС-Ш) предназначена для автоматизированного управления силовой установкой, трансмиссией, подвеской, тормозами, оборудованием шасси, системой видеонаблюдения шасси.

Информационно-управляющая система вооружения (ИУС-В) предназначена для автоматизированного управления средствами вооружения образца БТВТ. Объединение существующих сейчас отдельных не взаимосвязанных между собой, выпускаемых различными предприятиями разунифицированных приборов комплекса вооружения в ИУС-В практически невозможно. Требуется пересмотр существующих принципов построения (конструкция, состав, структура) комплекса вооружения с учетом современных IT-технологий для интеграции в единую ИУС-В.

Информационно-управляющая система защиты (ИУС-3) предназначена для автоматического и автоматизированного управления средствами активной и пассивной защиты образца БТВТ: приборы обнаружения средств нападения, ППО, элементы системы постановки завес, средства активной защиты и т.п.

Информационно-управляющая система взаимодействия (ИУС-Вз) предназначена для автоматизации взаимодействия между системами внутри объекта, обеспечения информационного обмена и взаимодействия между ИУС шасси, ИУС вооружения, ИУС защиты и ПТК.

Встроенная система технического диагностирования предназначена для определения вида технического состояния образца БТВТ и его составных частей (систем, комплексов), поиска места отказа и повреждения, выдачи рекомендаций по объему необходимых работ ТО и ремонта, а также по необходимости использования внешних средств технического диагностирования и (или) ручных методов поиска места отказа [4, 5, 6].

Для обеспечения взаимодействия «человек-машина» и решения задач автоматизации основных процессов управления и обмена информацией для каждого члена экипажа необходимо создавать автоматизированные рабочие места (АРМ). АРМ должны разрабатываться на основе современных средств электронной и вычислительной техники и включать в себя [4 - 7]:
- средства отображения информации;
- средства обработки информации;
- средства ввода/вывода информации.

Образцы БТВТ должны оборудоваться следующими АРМ (по необходимости) [4, 5, 6]:
- АРМ командира (АРМ-К),
- АРМ механика-водителя (АРМ-МВ)
- АРМ наводчика (АРМ-Н) (для боевых машин),
- АРМ других членов экипажа.

АРМ-К должно быть оснащено средствами управления приборами технического зрения, средствами отображения фоноцелевой обстановки, средствами управления комплексом вооружения и цепями стрельбы. Для решения задач информационного взаимодействия и интеграции образца БТВТ в АСУ подразделением и КиШ ЕСУ ТЗ с АРМ-К осуществляется управление аппаратурой ПТК. В связи с загруженностью командира информацией предлагается состав средств отображения информации на АРМ-К из двух мониторов. Один предназначенный для вывода тактической информации (информация ПТК), второй – информация БИУС.

АРМ-МВ должно быть оснащено органами управления и отображения, представляющими для контроля параметры режимов работы двигателя, трансмиссии, оборудования шасси, навигационные и маршрутные параметры, видеоинформацию об окружающем пространстве в передней полусфере и в зоне заднего вида.

АРМ-Н должно быть оснащено средствами управления приборами технического зрения, средствами отображения фоноцелевой обстановки, средствами управления комплексом вооружения и цепями стрельбы.

Исследования проведенные в 38 НИИИ МО РФ показали, что при использовании предлагаемого состава комплекса средств автоматизации на танке значение показателя командной управляемости по сравнению с танком Абрамс М1А2 SEP будет выше в 1,48 раза, на БМП по сравнению с БМП М2А3 Bradley будет выше в 1,36 раз [4, 5].

Из предлагаемого выше состава комплекса средств автоматизации на объектах БТВТ в настоящее время установлено:
по ПТК (частичный состав):
- об. 291 (ПТК-Т-1);
- об. 188А1К (ПТК-Т-1У);
- об. 195 (КУВз);
- изд. Р-149 МА3 (БТР-80 с ПТК «Созвездие»);
- изд. Р-149 МГ3 (БМП-3 с ПТК «Созвездие»);
по ИУС-Ш:
- БМП-3М (ИУСШ-688);
- БМД-4 (ИУСШ-960М);
- БТР-90с (БИУС-1);
- об. 195 (ИУС-Д);
- ИУС-Ш «ЭСУ» для военной автомобильной техники.

Решений по полноценной БИУС для образцов БТВТ в настоящее время нет, научно-технический задел лишь по ИУС-Ш. Наиболее сложная обстановка складывается по разработке ИУС-В и интеграции всех систем посредством ИУС-Вз в БИУС, а также взаимодействия БИУС и ПТК. В сложившейся обстановке особенно актуально открытие НИОКР по разработке комплекса средств автоматизации, в составе ПТК, БИУС и АРМ, для перспективных образцов БТВТ.

* Р-168-25У-2 – до 16 кб/с; Р-168-100У-2 – до 16 кб/с; Р-168-МРА – до 3,5 Мб/с.

А.В. Трофимов, кандидат технических наук, 2010г.

Источник: "Вестник Академии военных наук" № 3 (32) за 2010 год (спецвыпуск)А.В. Трофимов, кандидат технических наук

Перспективный комплекс средств автоматизации образцов БТВТ, интегрируемый в АСУ и ЕСУ ТЗ

Календарь

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner